ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ   СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  15-16 октября  2013 г.       № 11-01-01          Москва


 

 

О проекте Положения о Федеральном агентстве
научных организаций

 

Президиум Центрального совета профсоюза работников РАН, заслушав информацию об официальном проекте Положения о Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), опубликованном 11.10.13 на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее Единый портал) по адресу    http://regulation.gov.ru/project/8245.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4650,  отмечает, что  вслед за принятием Федерального закона №253 структуры Правительства РФ и Администрации Президента РФ вынесли проект Положения о ФАНО, повторяя те же нарушения, что при подготовке Закона о РАН. К ним следует отнести:

- продолжающееся игнорирование мнения научного сообщества и его законного представителя – профсоюза работников РАН. Проект документа, касающийся интересов многочисленных коллективов и сотрудников – членов профсоюза РАН, который существенно изменяет условия труда сотрудников организаций РАН, передаваемых в ведение ФАНО, не прошел предусмотренную ст. 35.1 Трудового Кодекса РФ и ст.11.1 ФЗ №10 от 21.01.1996 процедуру учета мнения профсоюза, не был направлен в установленном порядке в Профсоюз работников РАН;

- объявленные сроки публичного обсуждения Положения о ФАНО не дают возможности привести его полноценное обсуждение в научных коллективах,

- отсутствуют внятные цели и задачи ФАНО;

- не конкретизирован, а поэтому вызывает обеспокоенность в коллективах, механизм финансирования ФАНО и подведомственных ему организаций;

- фиксируемая Положением ликвидация традиционных для академической науки принципов самоуправления процессом научных исследований;

- окончательно фиксируется фактическое отделение РАН – клуба выдающихся ученых - от сети академических (до сих пор) институтов, последние, как и организации научного обслуживания и социальной сферы, передаются под управление новой бюрократической структуры,

- проект Положения представлен в виде, не позволяющем проводить процедуру антикоррупционной экспертизы: он представлен в Едином портале не как приложение к проекту Постановления Правительства РФ, а как пояснительная записка к проекту. В отличие от приложения к нормативно-правовому акту (НПА), являющемуся неотъемлемой частью НПА, пояснительная записка не является объектом антикоррупционной экспертизы. Такое размещение и последующее представление на рассмотрение Правительства РФ проекта Постановления и приложения к нему может быть истолковано как подлог с целью обхода установленного порядка экспертизы НПА.

Предварительный анализ проекта однозначно свидетельствует о его низком качестве и необходимости его отправки на кардинальную переработку.

Основной дефект даже с точки зрения ФЗ №253, во исполнение которого создается Агентство, - наличие расхождений  с текстом самого ФЗ-253,  в частности, в разделе полномочий Президиума РАН, и нет детально прописанных полномочий Агентства.

Не отражены отношения Агентства как работодателя с работниками подведомственных  организаций, его обязательства по действующему по организациям РАН Отраслевому соглашению и обеспечению социальной защищенности сотрудников подведомственных организаций.

Отсутствует описание вопросов преемственности уставных норм РАН и нормативных решений Президиумов АН СССР и РАН, Минобрнауки, Минпромнауки и ГКНТ СССР по вопросам условий и оплаты труда, кадровой политики и социальной защищенности, нормативно сформировавших на сегодня правовое поле деятельности организаций, изымаемых из системы ранее действовавшей РАН, а также не определено право вновь создаваемого агентства корректировать и отменять указанные нормативные акты. Не прописаны действия и полномочия агентства в переходный период.

Есть обоснованные опасения, что реализация норм Положения о ФАНО грозит многочисленными нарушениями трудового и антикоррупционного законодательства. А между тем публичные заявления официальных представителей власти, включая Президента РФ В.В.Путина, гарантировали, что ухудшения положения и условий работы научных сотрудников РАН не произойдет.

Нет необходимости детально указывать все недостатки, противоречия и упущения проекта Положения, многочисленные эксперты уже опубликовали свое отрицательное мнение. В частности, РАН: http://ras.ru/news/shownews.aspx?id=dff5d591-18cf-4893-a6c1-bb9379fd7237#content и Комиссия общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки http://www.rasconference.ru/. Президиум Центрального Совета профсоюза работников РАН в основном разделяет их мнение и поддерживает вносимые ими поправки, в свою очередь считает необходимым сформулировать ряд дополнительных поправок, представленных в Приложении.

На основании вышеизложенного Президиум Центрального совета профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

- признать представленный проект Положения о ФАНО непроработанным и призвать Правительство РФ отклонить проект этого документа;

- направить в Правительство РФ Замечания и предложения к проекту Положения (Приложение);

- просить трудовые коллективы обсудить представленный Проект, мнение Профсоюза работников РАН по данному документу и выразить свое отношение к нему публичным образом, предусмотренным процедурой Единого портала;

- инициировать антикоррупционную экспертизу как Положения о ФАНО, так и самого ФЗ-253 от 27 сентября 2013 года;

- рабочей группе с участием РАН, МОН, Федерального собрания РФ, профсоюза работников РАН разработать новый проект Положения о ФАНО и обсудить его с участием научной общественности, направить проект для обсуждения в коллективы  институтов РАН.

 

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин