Из замечаний и предложений Профсоюза работников РАН к проекту ФЗ «О НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Новая парадигма финансирования научных учреждений

Ситуация в бюджетной сфере такова, что государственное задание не обеспечивает возможностей для полноценного проведения научных исследований, а, в подавляющем большинстве случаев, позволяет только выплачивать должностные оклады сотрудникам и осуществлять ряд других необходимых выплат (часто – не в полной мере). При этом научно-исследовательская работа финансируется из множества государственных источников, как правило, на конкурсной основе – в форме грантов или контрактов. Отличие формально-бюрократических и жизненных реалий порождает ряд проблем, таких, как существующая необходимость избегать дублирования тематики работ по государственному заданию и тематики работ по грантам и пр. или обсуждаемая необходимость отдельно учитывать ссылки на государственное задание и иные формы финансирования в публикациях.

            Предлагается существенно изменить статус и особенности функционирования государственных научных организаций с целью снятия лишних бюрократических барьеров и увеличения результативности работы:

- переформулировать понятие государственного задания для научных организаций с учетом множественности источников государственного финансирования;

- упросить правила закупок в государственных организациях;

- повысить роль академического самоуправления, как минимум, для части таких организаций.

 

 

Было бы полезно разделить государственное задание научных организаций на две части: «базовую», обеспечивающих стабильность работы организации, и «тематическую», состоящую из полученных, как правило, на основании конкурса средств на проведение работ по той или иной конкретной тематике.

«Базовая» часть государственного задания должна гарантировать организации определенный объем средств на выплату должностных окладов, оплату налогов и коммунальных расходов (и, возможно, включать средства на поддержание научно-технической инфраструктуры, особенно для организаций, имеющих уникальные научные установки, ЦКП). Эта часть государственного задания не привязана к конкретной тематике научно-исследовательских работ (соответственно, нет смысла отслеживать дублирование тематики применительно к ней), ее объем должен корректироваться по результатам оценки результативности деятельности организации, что позволит увеличивать объем «базового финансирования» успешно работающих организаций и сокращать объем финансирования малорезультативных организаций.

            «Тематическая» часть государственного задания организации должна формироваться из полученных организацией от различных государственных органов власти, научных фондов и «институтов развития» субсидий и контрактов на выполнение научно-исследовательских работ по определенной тематике. Как правило, на конкурсной основе, но в ряде случаев – без конкурса (например, директивно заданная учредителем тематика).

При такой постановке вопроса субсидии от учредителя и гранты государственных научных фондов будут, фактически, равнозначными частями государственного задания. Соответственно, не имеет смысла различать правила расходования средств, полученных из этих источников, т.е. правила проведения организацией закупок за счет средств из этих источников не должны отличаться.